Биографическая предыстория (семья, испанская школа, выбор ВУЗа и последующий выбор темы дипломной работы)
С.У нас даже есть небольшой опросник, но мы на самом деле на него сильно не опираемся, больше все-таки на свободный разговор. Но для начала такая формальная у нас часть — просто представься, расскажи, в каком ты положении находишься академическом, и потом немного про родителей.
И.Меня зовут Кадыш Ирина, мне 22 года, я закончила бакалавриат исторического факультета МГУ, до этого я закончила испанскую гимназию в Москве. Я родилась в Москве в достаточно благополучной, обеспеченной семье…[улыбается] У меня есть старшая сестра, на 7 лет меня старше. Мама не работала, пока нас воспитывала и растила. Она только пошла на работу буквально пару лет назад, когда необходимость постоянно о нас заботиться отпала, вот.
С.Вас двое, да, две сестры?
И.Да, нас двое, у меня еще есть сводная сестра от папиного первого брака, но она сильно старше, там уже у нас не было такого прям тесного контакта в силу разницы интересов, вот. Папа… — хороший [смеется]. У меня такая смешанная семья, у меня мама русская, папа еврей, все родственники с его стороны уехали в Израиль и там сейчас проживают, папа один тут остался, так что у него была семья, ну у всех у них была общая семья, но он не нашел необходимым переезжать туда, вот. Поэтому конечно с родственниками с его стороны общаемся мы реже, чем хотелось бы, потому что у меня уже бабушка и дедушка, тетя с дядей уехали с сыновьями, уже с семьями.
С.А они переехали давно уже, да?
И.Ну они переехали в 90-е, да.
С.После уже?
И.После, да. Ну, потому что дедушка там был связан с военными какими-то структурами, его долго не выпускали, ну поэтому они так уже переехали в более поздние времена.
С.Посвободнее когда было...
И.Ну да, не из тех, кто там всеми правдами и неправдами уезжал.
С.Про дедушку я уже понял — он там с какими-то военными структурами был связан, он был военный, да? Или может быть ученый с секретностью…
И.Да, у него был уровень секретности и он...
С.А, ну понятно.
И.Да, он закончил военную академию, он в МАИ преподавал там, с авиастроением был связан. (3.40)
С.А, понятно.
И.Да, то есть там бабушка поехала вперед, а он уже потом приехал.
С.А отец потом чем занимался?
И.Отец, так или иначе, занимался бизнесом в разных конфигурациях, ну то есть он по образованию инженер, но по профессии он не работал никогда, так, вертелся как мог.
С.А мама, какое у нее образование?
И.Они оба инженеры, они закончили МИСИ, не знаю, как он сейчас называется, ну он сейчас уже по-другому. Вот, они там и познакомились.
С.Да, я понял. МИСИ, инженерный, — ну тут естественный вопрос, если у тебя такие родители технари, то почему ты решила поступать на гуманитарный, вообще гуманитарный профиль выбирать и тем более историю?
И.Ну родители, — они закончили, они как бы формально инженеры, но не то, что они такие воодушевленные инженеры, которые радуются тому, что у них такая профессия: никто из них ни дня там по профессии особо не работал. И в целом это направление такое, на любителя, то есть тут надо быть очень вдохновленным тем, что ты делаешь. Вот, у меня во-первых не очень все гладко с точными науками, это не моя стезя, то есть у меня с гуманитарными всегда было лучше, и, в частности, с историей и с языками. У меня вот как-то душа склонилась к истории, у меня просто как раз сестра занималась языками, поэтому я решила для разнообразия освоить что-нибудь другое.
С. А родители думали, строили какую-то перспективу для тебя, что ты чем-то потом будешь заниматься, может?
И.Ну у меня как бы родители весьма демократично в целом относились к этому вопросу, то есть у меня не было каких-то жестких установок, как это иногда бывает, с их стороны, то есть у меня была достаточно такая полная свобода выбора. Ну естественно они там волновались и задавали вопросы о дальнейшем трудоустройстве, но я смогла их… (6.18)
С.И еще зададут!
И.[cмеется] Да. И задают до сих пор, и будут задавать, ну то есть они так в целом достаточно позитивно отнеслись. После того, как я им выдала, что я ездила поступать на театральное, они [смеется] восприняли истфак очень хорошо, ха-ха.
С.Расскажи про спектр твоих колебаний, вот ты говоришь, хотела в театральный поступать.
И.Ну это так, временное помутнение. На самом деле спектр был такой весьма на самом деле узкий, потому что я подавала в несколько вузов, везде на несколько факультетов, но это был истфак везде, либо востоковедение, вот, регионоведение, ну вот что-то такое плюс минус.
С.Тебя влекло вот к такой заграничной работе...?
И. Хотелось… в большей степени реализовать языки, потому что вот с языками у меня всегда очень дружно все шло и хотелось как-то их максимально задействовать, насколько это возможно. (1.0) Мне показалось, что на истфаке это вполне так реально, ну если мы отбрасываем какие-то языковые совсем направления, то здесь язык вполне можно освоить и углубить знания.
С.У нас в принципе была хорошая языковая подготовка.
И.Ну да, да.
С.Во всяком случае раньше так было, тем более что у нас есть еще латынь и… это как-то расширяет, то есть это дает лингвистическую какую-то подготовку.
И.Латынь после испанского сложно было учить.
С.Сложно было?
И.Ну да, потому что ты очень расслабленный с одной стороны, потому что ты читаешь текст, и ты плюс-минус понимаешь, о чем идет речь, и тебе зачастую лень вникать в какие-то детали, то есть ты и так вроде номинально там понял по верхам, а потом когда доходит дело до деталей, ты уже как-то так немного не в теме всего происходящего.
С.А у тебя первый язык был испанский?
И.Ну в школе у меня первый язык был испанский с первого класса, английский с пятого, но английским я занималась лет с пяти, поэтому тут как бы так.
С.Слушай, а почему тебя отдали именно в испанскую школу?
И.Потому что родители, когда выбирали школу, выбирали по принципу,… ну по территориальному принципу, — это, во-первых. И как бы так сказать: лучшее из окружающего, вот. И испанская наша школа была одной из таких вот, лучших в районе, туда брали по собеседованию, не так, что там пришел, и брали всех, то есть там она действительно была такая одна из лучших.
С.Ну то есть там был отбор?
И.Да, да. Потому что они там смотрели твою совместимость с испанским языком, там номинально пытались как-то определить; и в целом, да, это была одна из лучших, пока нас не объединили с еще двумя школами, у нас в нашей школе были какие-то там выдающиеся места в рейтингах школ по Москве, и сейчас они, конечно, сильно упали от того, что присоединили еще две школы, тяжело им стало...
С.Но когда ты училась она была отдельно еще?
И.Когда я училась, она была отдельно. По-моему, я выпустилась и вот буквально на следующий год они уже их объединили. Вплоть до того, что они особо там запретили принимать на основе собеседования.
С.А, понятно, приструнили, под общую гребенку.
И.Ну да, да. Все равно они стараются отбирать тех, кто пойдет из трех школ именно в нашу, но уже соответственно все попроще там стало.
С.А тебе нравилась вообще история в школе?
И.Да, нравилась, но уже, правда, наверное, ближе к концу школы, потому что сменился преподаватель: от преподавателя очень многое зависит, потому что очень долго у нас была такая достаточно слабая преподавательница, ну не то что слабая, она очень специфическая, скажем, на своей волне, вот. А когда сменился преподаватель, в классе, наверное, в седьмом или в восьмом, пришел такой очень живущий историей мужчина, — он так всех увлек, и у меня была такая репетитор тоже очень способная завлечь изучением истории, женщина, поэтому так они меня и склонили по большей степени к истфаку.
С.Слушай, а вот ты говорила, что ты сдавала целых шесть ЕГЭ, ну понятно, там русский, математику это понятно, просто назови, какие еще были предметы?
И.У меня были еще история, обществознание в силу того, что я рассматривала не только истфак МГУ, многие истфаки требуют обществознание. В том числе Высшая школа экономики требует историю и обществознание, вот. И у меня было два языка, английский и испанский, ну вроде как когда ты учишь испанский 11 лет, не сдавать испанский — это как-то неправильно. Все-таки у меня как-то к английскому больше душа лежала, поэтому я решила оба сдавать, ну, на всякий случай.
С.Угу. А есть в испанском типа того, что есть в английском, там TOEFL, вот это вот?
И.Да, да, есть эти экзамены на сертификаты, но я, если честно, сдавала только какой-то там уровень типа B1, классе так в 5-м или в 6-м, когда нас всех централизованно водили. Ну сейчас я вот занимаюсь и хочу сдавать на C1, если повезет, но он очень сложный, очень-очень сложный относительно там B2 и всех предыдущих.
С.Это типа advanced, да?
И.Ну да, что-то вроде, потому что там идет А1, А2, это совсем легкие, потом B1, B2, ну вот B2 считается уже такой, как бы, хороший для жизни, вот. Ну и такие вот самые крутые, вот я не помню у них С1 и С2 разделены или у них все идет одним. Там очень сложно, не все преподаватели могут это осилить.
С.А это сдается…, я просто знаю, например, немецкий сдается так в Гетевском институте.
И.А испанский в центре Сервантеса.
С.А ты немецкий тоже учишь?
И.Нет, я просто знаю, ну у меня кто-то сдавал, а есть центр Сервантеса в Москве и там соответственно есть всякие эти экзамены, ну там можно и на курсах заниматься.
С.Ну вот, например, когда вы сдавали ЕГЭ, у тебя был выбор?
И.Выбор факультетов или выбор ВУЗов?
С.Вообще.
И.Ну в принципе был, конечно, да, у меня был большой выбор, то есть я подавала в три ВУЗа по три факультета на каждом, и в некоторые ВУЗы меня брали сразу, ну то есть надо было сразу приносить документы.
С.Угу.
И.Но поскольку они были у меня в меньшем приоритете, я не стала этого делать.
С.А вот как ты, расскажи, как ты выбрала alma mater?
И.В общем так: когда я заканчивала школу, я была в большей степени нацелена, ну, не то что нацелена, я оценивала свои шансы, я думала что скорее всего пойду в Высшую школу экономики на истфак, вот, потому что у меня были олимпиады, по ним туда я прям проходила...
С.А туда я не знаю, проходной балл туда был выше иди ниже?
И.Ну какой там проходной балл я, если честно, не знаю. Просто у меня было с учетом олимпиад что-то на уровне трехсот девяноста с лишним баллов из четырехсот, ну, то, что я проходила, это было по-любому. Потому что мне олимпиады засчитали как сто баллов по истории и обществознанию. Сто, сто и вот там девяносто пять, вот такие баллы у меня были, вот, эээ...
С.А почему ты в вышку хотела?
И.Ну не знаю, вот почему-то когда я заканчивала школу, наверное, вот там 9-10-11 класс, Высшая школа экономики начинала набирать популярность, о ней разговаривали много, то есть это вот что-то было такое модное. В МГУ тоже мне всегда хотелось, но просто там уже были дополнительные сложности в том плане, что здесь олимпиады мои не котировались, то есть у меня был балл пониже все-таки, и здесь еще внутренний экзамен, ну, то есть всегда как бы хотелось, но гарантии здесь уже не было до последнего. Но в итоге, когда все результаты были известны, я проходила везде по факту. Но естественно МГУ это вечно, эта Вышка — она сегодня модная, а завтра нет. МГУ это классическое образование. Программа истфака Вышки, она, с одной стороны, интересная, но, с другой стороны, она достаточно специфическая, у них идет изучение блоками, я просто сейчас уже не помню, я тогда в это вникала, а сейчас уже не очень помню, ну то есть, с одной стороны, может быть это и неплохо, но, с другой стороны, не знаю, насколько это лучше такой классической подачи материала, как это происходит здесь. Поэтому...
С.Ты закончила бакалавриат, и теперь в принципе можешь сказать, довольна ли ты вот этим классическим образованием?
И.Я в целом довольна, я такой по жизни консерватор, такое классическое изложение от древности до сегодняшних дней, такое охватывающее максимальное количество регионов, оно все-таки как-то дает тебе вот эту необходимую базу, в том плане, что как в Вышке идет блоками — это, возможно, хорошая система для магистратуры, ну когда ты уже в теме материала, и можешь вот как-то выбирать, там делать акценты на интересующих тебя темах, а бакалавриат мне кажется не требует такого вот изощренного подхода, он требует базы необходимой, потому что после школы мало у кого она по факту есть, ну то есть потому что у нас, у многих моих знакомых было в школе так, что когда ты заканчиваешь, кажется, что вот история была там последние три года, когда ты непосредственно готовился к ЕГЭ, а все что было до этого, это что-то такое очень абстрактное, что ты плохо помнишь.
С.Да, ну я тогда перенесу, мне конечно интересно, что ты дальше думаешь делать со своей базой, но расскажи, пожалуйста, как ты выбрала кафедру этнологии.
И.Я много что рассматривала и пока я не ушла на этнологию, я думала о двух других кафедрах, но просто на каком-то этапе я поняла, что преподавать именно историю в школе мне бы не хотелось. Потому что… ты должен вот прям… Мне кажется, что с языком это в меньшей степени проявляется, а с историей ты должен натаскивать детей на это ЕГЭ несчастное, вот, и…
С.То есть ты думала о том, что у тебя вот потом будет именно работа в школе?
И.Я думала о школе достаточно давно, именно о преподавании.
С.Тебе нравится это дело?
И.Да, мне, в общем достаточно нравится. Я сейчас репетиторствую так вот с языками, школа мне, в принципе, нравится, и нравится больше относительно университета, потому что, мне кажется, в школе ты получаешь какую-то отдачу. Ну то есть в отличие от… в университете ты получаешь ее в меньшей степени, когда ты читаешь там лекцию двумстам студентам, в школе это такое прям общение в большей степени, и в школе этот формат постоянной подготовки к меняющимся экзаменам, я помню как там мы прыгали в зависимости от каждого изменения в ЕГЭ, вот этим мне, пожалуй, заниматься не хотелось. И поэтому я решила среди возможных опций, которые давал мне исторический факультет, выбрать то, что непосредственно мне интереснее и чем мне интересно заниматься не относительно рамок дальнейшего трудоустройства. Я поэтому достаточно долго склонялась к кафедре истории церкви, потому что мне прям было интересно. Но потом я решила, что мне все-таки хочется что-то более широкое, и я решила, что это этнология.
С.Это любопытно, а расскажи вот про это увлечение историей церкви, почему тебе интересно было этим заниматься?
С.А кто у вас вел?
И.Симонов. Не знаю, мне кажется это было одним из небольшого количества реально интересных таких предметов, по которому было более того интересно готовиться к экзамену. [смеется]. Как-то мне очень нравилось, но тут меня остановила необходимость изучения Древних языков, у них обязательно или древнегреческий или латынь, а я к ним не испытываю невероятного влечения, поэтому это меня как-то так еще немножко… приостановило, я все-таки захотела какого-то большего простора. Потому что еще, конечно, на втором курсе я слабо представляла, о чем будет моя дипломная работа и вообще что к чему. И поэтому хотелось дать себе пространство для дальнейшего маневра. Поэтому все-таки решила, что этнология.
С. Тебе нравился курс истории церкви, потому что там очень много речь идет об истории человеческих представлений, да?
И. Почему-то мне казалось, что это дает больший простор для размышлений… и очень интересно было рассматривать то, как какие-то близкие вещи рассматривали по-разному в рамках исторического непосредственно контекста. Ну в какой-то степени там было меньше сухих фактов и больше вот таких более интересных моментов, подробностей и возможностей подумать и самому порассуждать. Вот, в какой-то степени это мне больше нравилось.
С. Ну да, война мнений, дискуссия.
И. Да, да.
С. И ты выбрала кафедру этнологии… я знаю, что во время специализации каждая кафедра проводит такой…, как политические партии перед выборами: “голосуйте за нас!”. В общем, кампания. [смеемся] Вот, ты ходила на них?
И. Да, я ходила, но в целом не могу сказать, что это как-то определило мой выбор. Все равно ты уже большинство этих предметов изучал к тому времени и видел не одного этого преподавателя, который пришел формально сказать пару слов. Ну все-таки, у тебя уже было готовое впечатление. И поэтому, кто бы там не пришел и что бы там не сказал, все равно у меня уже были определенные идеи на этот счет. Поэтому не могу сказать, что это сыграло решающую роль.
С. А у кого ты писала потом?
И. Диплом? У Елены Игоревны Лариной.
С. А! А почему ты ее выбрала?... видишь, как систематически мы спрашиваем... [смеемся]
И. Ну так как мы уже до этого с Еленой Игоревной ездили в экспедицию, у нас уже был такой хорошо налаженный контакт и по сути это было очень большим плюсом для моей дальнейшей…
С. Ты имеешь в виду оренбургскую экспедицию?
И. Да, да. У нас уже очень слаженно шла работа. То есть Елене Игоревне я там звонила посреди ночи, [смеется] когда угодно: мы решали насущные проблемы. Это, мне кажется, очень сильно облегчило мою работу в отличие от тех, кто в весьма строгих рамках общался со своим руководителем и был лишен возможности лишний раз задать вопрос, как-то проконсультироваться и…как-то это действительно прям плюсище был.
С. Вы писали, получается, в течение года, да?
….[входит Елена Игоревна]. Rubbish
С. Да, мы закончили на самом интересном...
С. Какая у тебя тема?
И. У меня была “Адаптация мигрантов из Советского Союза в Израиле”.
С. А ты использовала своих знакомых, родственников?
И. Ну, в этой работе я использовала их в меньшей степени, потому что мне хотелось все-таки остановиться на более ранних этапах миграции. То есть они уже переезжали там на этой волне 90-х и… ну как бы они в меньшей степени…
С. Другая волна.
И. Да, да, то есть я все-таки хотела сделать акцент на более раннем периоде, поэтому я в большей степени задействовала письменные воспоминания, письма, которые отправляли, такого рода источники. Я как бы затрагивала и более поздние этапы. Я работала с форумами, ну такими, узко относящимися именно к еврейской эмиграции. Там где делятся своими воспоминаниями, какими-то там обсуждениями. Ну, они были достаточно интересными, потому что, с одной стороны, такие, достаточно отрывистые факты, в отличие от обстоятельных мемуаров, но из них можно больше деталей и подробностей вычленить, чем из вот таких уже причесанных воспоминаний в мемуарной форме.
С. Ну да, наверное, вкусные всякие детальки.
И. Ну да, и ты особо ничем там не ограничен, никакими там рамками, ни литературными, ни...
С. А почему ты решила выбрать такую тему?
И. В целом как бы я в дальнейшем планировала продолжить ее изучение и уже затронуть воспоминания непосредственно своих родственников, что-то такое, что лично нашей семьи коснулось и… в общем-то тема, в которой я так уже разбиралась достаточно неплохо в силу того, что ты общаешься с этими людьми...
С. Вообще вы обсуждаете такие темы, про разность, как живется в Израиле, как в России. Линор Горалик ты наверное знаешь.
И. Естественно не без этого. Даже вот очень интересно, когда наши израильские родственники приезжают, как они все это воспринимают… Израиль, мне кажется, такая…ну каждая страна естественно налагает определенное мышление на человека, но мне кажется, Израиль это делает так как-то по-своему, очень специфически. Вот есть такие люди, вот те, кто там остался, преимущественно прям там восторженные. Как бы там они не жили, но Израиль — это Израиль. И все, что связано с Израилем, — там самое… в рамках мировой истории незначительное, но все равно в тысячу раз куда более значимое и интересное, чем ключевые события мировой истории….
С. Они очень погруженные в жизнь своей страны.
И. Ну да, в Израиле потому что вот это чувство принадлежности к стране особо так ярко выражено.
С. А ты сама не думала вообще переезжать в Израиль?
И. В целом нет, потому что сколько раз я туда ездила, все равно ты чувствуешь разницу между… собой и теми, кто там живет особенно не в первом поколении. Потому что все равно, вне зависимости от своей национальной принадлежности, ты был воспитан в этой стране, и она как бы на тебя наложила определенное поведение, определенное восприятие. И даже осознание там своего еврейства не облегчает ни в коей мере мое пребывание там, то есть мне там действительно прямо тяжело… ну, я там себя чувствую не комфортно, если мы говорим не о туристической поездке на недельку, а вот именно о жизни и как бы…
С. А какие, если назвать, основные… ну, неудобства для тебя?
И. Гмм… ну, вот в целом они, — то ли я так была воспитана, — но вот для меня они кажутся в какой-то степени невоспитанными. У них все как-то так вот всегда нецентрализованно, хаотично. В плане воспитания детей — у них дети прямо всегда такие невоспитанные, ну действительно! Не знаю, хорошо это или плохо, но у них политика воспитания детей в том, чтобы их вообще никак не ограничивать. Голос на них поднять нельзя, полная свобода с самого детства, с самого юного возраста. И, соответственно… они такие,… (1.5.) зачастую такие дерзковатые и… соответственно уже с ними найти какой-то общий контакт достаточно тяжело. А дальше то, что я сказала, их специфическое восприятие, когда тебе человек доказывает, что 6-дневная война Израиля это что-то просто невероятное, и Вторая Мировая там и рядом не стояла. И просто вот… [смеется] тяжело это воспринять и тем более принять это — вообще невозможно. Вот, то есть они преимущественно такие. И за достаточно долгое там время общение с разными людьми никто так открыто не выражал негодования и возмущения, какой-либо негативной оценки — они ни разу не выражали. То ли это по принципу, что можно там поругать со своими, а чужим надо рассказывать только хорошее [улыбается], ну не знаю, но у них там это прямо через край немного и достаточно тяжело к этому адаптироваться…
С. Но у тебя в принципе такая перспектива была? Папа, может, тебе предлагал...
И. Ну вот, как минимум сам папа не захотел туда поехать, когда у него были все возможности. Туда в основном ехали, ну в 90-е… за лучшей жизнью, а не за идеей какой-то невероятной. Эта идея уже потом, мне кажется приходит. Он особо никогда не хотел и, соответственно, мама моя тоже особо не хотела, ну потому что мама вообще к этому особого отношения не имела. И так радикально сменить свою жизнь в планах у них не стояло, потому что это сразу ты подвязан под новый язык, под поиск работы. Это надо иметь определенный склад характера или какую-то достаточно сильную мотивацию.
Ж. Давайте немного с Израиля переключимся. [все смеются]
С. Ну подожди, мне интересно. Только один вопрос. А вообще вы с религиозной точки зрения, вот отец… он принимал гяюр или не принимал?
И. Ну отец… гяюр принимают преимущественно те, кто по канонам не считается евреем либо еврей там по отцу, либо вообще не еврей. Ну гяюр по факту может принять кто угодно. А он стопроцентный еврей, ему это не нужно было. Ну а в религиозном плане они все были очень далеки от религии. Ну, в частности, папа у меня вообще атеист, он считает себя евреем, он этим гордится, но с религией он не связан вообще никак. Мы вообще уже крещенные с сестрой.
С. А мама верующая?
И. Ну да. Мама хотела нас покрестить и отец не возражал. Потому что религия для него не играла вообще особой какой-то роли и он был не против.