Для современников и для нас, почти не заставших советской власти и коммунистического воспитания, для людей разной политической ориентации эти мемориальные объекты и произведения массовой пропаганды смотрятся неодинаково. Для поколения нулевых знакомство с этими соцреалистическими образами стало уже туристическим путешествием в зачарованную страну прошлого. И напоминает то, как передал Иосиф Бродский в стихотворении «Торс» впечатления вымышленного странника:
«Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше чем наяву…
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг».
В этом плане, фотографии передают и репрезентативный замысел памятников, и наше отношение к ним: их забытость, их значимость для людей, посвятивших свой труд поднятию Целины и реализации возвышенных призывов Комсомола и партии, их стилистическую несочетаемость с нашей одеждой и общим видом.
Среди прочего, в экспедиционных фотографиях обязательно найдется и такой тип, как фотография достопримечательности. Почти туристическая. Если ты побывал в Венеции, сделай снимок у Сан-Марко, в Москве – на фоне Мавзолея. Иначе не поверят, что был. Такие же знаковые образы инстинктивно мы ищем везде, куда бы ни попали.
Этот механизм восприятия выделяет в потоке наблюдений некие особые знаки, максимально непереводимые на язык нашего повседневного опыта, как бы принадлежащие другому языку. Они, тем не менее, важны, так как символизируют собой уникальность места, края, народа, некоего стоящего за поверхностью фотографии объекта и отсылают к нему. Это могут быть памятники памятники-трактора, и витражи с серпом и молотом, и вручную сделанные альбомы с фотографиями Ленина, а с другой стороны кулпытасы и оренбургский караван-сарай, домашняя церковь в Акбулаке, степные мазары и пейзажи, верблюды. Все они неоднократно подвергались фотосъемке как символы экспедиции, полевой практики.
Эти достопамятные объекты, эти специальные знаки воспринимаются как событие, которое лучше доверить беспристрастному объективу, чем описывать своими словами, фотографируя их, мы иногда пытаемся зарезервировать возможность другого взгляда, более адекватного их языку. Отношение к ним сразу опосредуется отношением к подразумеваемой культуре и ее носителям, потому что мы исходим из того, что есть другой взгляд, свойственный той или иной культуре или сообществу, которые мы изучаем, и именно для него этот знак обладает первым смыслом, ценен, важен и релевантен. Такими вот снимками в том числе конструируется образ «этнографического поля», например, Оренбургской Целины, казахов Оренбуржья.