Интервью с участниками экспедиции
В мае-июле 2018 года мы взяли продолжительные интервью у Анны Фединой, Дарьи Шляхты, Любови Чиркиной, Ирины Кадыш и Виктории Кочетковой. Невольно мы провели экспериментальное фотографическое исследование, которое известно в визуальной антропологии под именем автофотографии. Наши респонденты-фотографы визуально осваивали не свой жизненный мир, а незнакомое им природное и человеческое пространство. Казалось бы, такое исследование ближе всего к теме туристической фотографии, но с важной оговоркой, что это происходит в иногда игнорируемых, иногда вольно интерпретируемой рамках дискурса этнологической экспедиции.

Все восемь участников экспедиции в течение двух недель, перемещаясь группой по городам, селам, урочищам и дорогам Оренбургской области, делали свои снимки, не имея на то никаких специальных рекомендаций и просьб. Более того, корректирующее и искажающее вмешательство исследователя в такого рода партнерское исследование было нивелировано тем фактом, что изначально не были обозначены ни цели, ни вообще то, что это исследовательский проект. Участники фотографировали совершенно свободно. Единственным важным внешним фактором был факт пребывания в этнологической экспедиции и прохождения летней полевой практики. Никаких обязательств по представлению фотографий для отчета или в качестве материала для антропологического исследования также не было. Перед началом экспедиции на собрании Елена Ларина (руководитель экспедиции) просто рекомендовала брать с собой фотоаппарат, потому что с ним интересней, «можно еще и фотографировать.»

Так вспоминают этот эпизод Дарья Шляхта, Анна Федина, но Любовь Чиркина, например, признается, что все равно бы не взяла фотоаппарат, который у нее был, из-за его тяжести, и вообще нелюбви к фотографированию. Тем не менее, Люба фотографировала на камеру Iphone, и вспоминает, что фотографировать людей ей рекомендовала Женя, и вообще фотографии людей являются обязательной частью фотоочерков об экспедициях на кафедральных выставках.

  • В ходе интервью мы старались восстановить с помощью собеседников дискурсивные начала их фотографической практики. Таковым может быть моделирующее влияние их семейной жизни (социально заданная семейная функция фотографии), образования, хобби, духовно-интеллектуальных интересов, наконец, личный опыт рецепции научного дискурса этнологии. В целом это похоже на инициированную исследователем автобиографию фотографа. Мы задавали общие вопросы, так или иначе связанные с их решением о поступлении на кафедру этнологии: место проживания, профессии родителей, природа интереса к истории и этнологии, поступление на истфак, влияния преподавателей, работа над темой диплома. По ходу интервью прояснялись возникавшие важные биографические факторы «практики рассматривания»: отсутствие опыта общения с пожилыми людьми у Ани и растущая из этого обостренная чувствительность к жизненному опыту бабушек и дедушек, наших респондентов, увлечение горным туризмом, экстремальным спортом у Любы, глубокий интерес к художественной и документальной анимации у Даши.

  • К этому же блоку вопросов логически примыкает, но в процессе интервью чаще располагается в последней части, группа вопросов об эстетической ориентации. В общем, это тоже личный опыт рецепции и воспроизводства референтного художественного дискурса. Любимые формы, композиции, стилистики в визуальных искусствах: живописи, фотографии, кино, - в связи с особенностями индивидуального визуального опыта, о котором идет речь. Так, эстетические категории вырастают в интервью с Любой из рассуждений о степном пейзаже, и ее псевдо-монтажных сюрреалистических фотографий единорога и шишки, с Дашей – из рассмотрения ее «глюканутых» и размазанных фотографий, а также из разговора о портфолио для фотокурсов.

  • Можно выделить в отдельную линию вопросы, связанные с опытом пребывания в экспедиции. Начиная с организационного собрания, набора вещей для поездки, и до психофизиологического состояния во время прогулок по Оренбургу, переездов, экскурсий, гостевания, интервью, общения с местными жителями, ужинов в общежитии.
Центральным здесь будет тема диалога, встречи с другими людьми и того, как коммуникация, коммуникационная ситуация моделирует зрительный опыт – раз, и фотографическую практику вслед за ним – два.

Фактически, биографические, эстетические, коммуникативные связующие нити визуального опыта не всегда можно вскрыть путем прямого вопроса. Часто происходит так, что они вытягиваются при разговоре о конкретных снимках, зримых явлениях, событиях практики. Упаковывать их только в приведенные блоки будет куцым, так как в отдельных блоках предмет разговора часто изолируется от фотообразов.

Поэтому организация разговора была сосредоточена на темах: 1) предыстория попадания в экспедицию, устная история 2) повседневный опыт использования фотоаппарата и фотографий 3) опыт интервью и общения с местными жителями 3) восприятие бытовых условий и современной материальной культуры оренбуржья 4) восприятие степного пространства, пейзажа 5) художественные ориентиры: фильмы, картины, фотографии 6) отношение к выставке, интервью и сайту.

Ирина
Кадыш
Iphone 6s, 104 снимка, ни одного видео
Биографическая справка
на момент поездки студентка 3-го курса кафедры Этнологии Истфака МГУ, проходящая летнюю практику по специальности.
Место и обстоятельства интервью
мы встретились Ирой в помещении кафедры Этнологии на Историческом факультете МГУ. Ира пришла чуть раньше намеченного времени, так что о чем-то мы успели поговорить до включения диктофона, о чем - скорее всего, уже не вспомнить. На кафедре было тихо: учебный год почти закончился. Потому комфортной была обстановка для всех нас во время интервью и сама запись разговора оказалась достаточно качественной, на ее расшифровку ушло гораздо меньше сил и времени, чем на расшифровку интервью с Анной Фединой или Дарьей Шляхтой. В середине разговора на кафедру зашла Елена Ларина, как раз в один из моментов, когда мы упомянули ее саму в нашем разговоре.
Ира рассказала нам о семейной практике хранения и рассматривания фотографий, о полярных взглядах своих родителей и формировании собственных представлений о советском прошлом, об Израиле и выборе темы для дипломной работы, о любви к произведениям Льва Толстого и советским экранизациям классики, о своем отношении к селфи и об опыте позирования в условиях скудного степного пейзажа, об испанской гимназии, стремлении к визуальной насыщенности и "Портрете Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече" Сальвадора Дали.
Елена Ларина
Биографическая справка
кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Руководитель Оренбургской экспедиции в 2017 году.

Окончила исторический факультет МГУ со специализацией по кафедре этнологии (1995). Направления научных исследований: модернизация и традиционность в XIX-XXI вв.; проблемы политики памяти и исторической памяти в советский и постсоветский периоды. Проводила полевые исследования на севере России, в Поволжье, Сибири, государствах Средней Азии – Казахстане, Узбекистане, Туркмении. Автор более 80 научных работ по этнологии народов Центральной Азии и исламу.

Научные интересы: История и этнология Центральной Азии, СССР, Ислам в Российской империи и СССР.
Место и обстоятельства интервью
мы встретились на кафедре Этнологии Исторического факультета МГУ, как и с Ириной Кадыш, однако во время интервью находились в лаборантской, а не в помещении кафедры, предназначенном непосредственно для занятий. На кафедре было тихо и запись звука оказалась хорошего качества. Расшифровать интервью нам помогла Варвара Ларина.
Анна Федина
Iphone 6s, 580 снимков, 2 видео
Биографическая справка
студентка 2-го курса Истфака МГУ, приглашенная на освободившееся место в экспедиционной группе Елены Игоревны Лариной.
Место и обстоятельства интервью
первую половину интервью мы провели во дворике Музея Книги библиотеки им. В.И. Ленина, на удобных скамейках в углу, рядом журчал фонтан. Место было тихое, в то же время открытое и публичное. Читатели и пришлые горожане небольшим числом сидели поблизости. Рядом располагались массивные двери музея, изредка кто-то из них выходил. Потом мы перебрались на скамейку во внутреннем дворике Музея архитектуры им. Щусева. Там было еще спокойнее, запись удалась. Интервью с Аней было первым, поэтому оно отличается большей сыростью вопросов.
Места интервью с Аней были сфотографированы нами значительно позже самого интервью, следующей зимой. День, когда было взято интервью, был теплым и солнечным.

Дата интервью: 17 мая 2018 года
Продолжительность интервью: 1:13:59
Аня рассказала нам о своем счастливом попадании в экспедицию, брезгливом отношении к селфи, шоке от увиденного и услышанного на Целине, о моральном значении внимания к непритязательной действительности из жизни российской глубинки и о том, как впервые так глубоко проникла во внутренний мир пожилых людей, поразмышляла об идеалах понимающего фотопортрета, призналась в страхе перед беспредметностью степного ландшафта, поделилась своим любопытством к домашней утвари.
Любовь Чиркина
Iphone 5s, 131 снимок, 1 видео
Биографическая справка
на момент поездки студентка 3-го курса кафедры Этнологии Истфака МГУ, проходящая летнюю практику по специальности.
Место и обстоятельства интервью
интервью было начато в комнате факультативных занятий городской библиотеки № 10 на Красногвардейском бульваре. Сперва мы долго вместе шли от метро. После часа беседы нас прервали в связи с началом детского кружка, пришлось переместиться в зал презентаций, где на стенах висели фотографии - выставка чукотских пейзажей. В библиотеке были идеальные условия для записи и сосредоточенной беседы, тихо, довольно светло, особенно в комнате для детских кружков, отсутствовали посторонние люди, шумы, спешка. В ходе интервью мы показывали фотографии на компьютере, но очень мало. Для иллюстрации своих слов об удачных снимках Люба использовала галерею на своем телефоне.

Для выставки Люба прислала нам 74 снимка. Остальные 57 присланы после интервью, автор посчитал их изначально относящимися не к студенческой практике, а скорее к личной жизни. Публикуются по согласию с автором.
Библиотека №10 оказалась лучшим из всех испробованных нами мест для интервью.

Дата интервью: 6 июня 2018 года
Продолжительность интервью: 1:53:49
Люба рассказала нам об экстремальных ощущениях, своем интересе к изучению религиозности, о любви к горному пейзажу и насыщенности, полноте, о нелюбви фотографировать, об истории «поняшки», 99 центах Андреаса Гурски, сюрреализме, аполитичности, вездесущности Ленина и интересу к глубинному интервью и журналистике.
Дарья Шляхта
Сanon PS G10, 2187 снимок, видео не сохранилось
Биографическая справка
на момент поездки студентка 3-го курса кафедры Этнологии Истфака МГУ, проходящая летнюю практику по специальности.
Место и обстоятельства интервью
встретились в кафе при книжном магазине Республика на Воздвиженке, д.4/7 с1. Даша гуляла с братом, любознательным мальчиком, во время интервью он рисовал и играл, интервью периодически прерывалось их беседами. В кафе было довольно шумно, вокруг говорили люди за столиками, работала эспресс-машина, фоновые шумы сильно подпортили запись. Ребенку нужно было пообедать, после 1,5 часа беседы мы переместились в столовую Консерватории им. П.И. Чайковского на Среднем Кисловском переулке, цокольный этаж д.3 с.1., где пообедали и затем продолжили интервью. Там было тише, но в то же время гулко от посуды. Активно использовался показ Дашиных фотографий на ноутбуке.
Мы планировали провести интервью с Дашей во внутреннем дворике Музея Книги библиотеки им. В.И. Ленина, но на улице было ветрено и прохладно, поэтому пришлось переместиться в кафе, затем - в столовую.

Дата интервью: 31 мая 2018 года
Продолжительность интервью: 2:14:29
Даша рассказала нам о своем выборе профессии, о документальной анимации, о том, как читала Мандельштама в заброшенном доме и как вообще «летели по Целине качели без пассажира», почему она так много фотографирует, любит смазанные и глюканутые снимки, о тонких гранях фотографической коммуникации в поле, как стеснялись и прихорашивались добродушные бабушки-первоцелинницы при виде фотокамеры, о художественных практиках постижения Целины и самой себя, о привычности выжженной степи для завсегдатая археологических раскопок в Керчи, о «Знаешь мама, где я был?» и о том, как примиряет с жизнью простое наблюдение за руками и едой.
иконки от Tilda Publishing
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website